Содержание
I. Общие положения
3
1.1. Краткая характеристика вида спорта
3
1.2. Цель программы
4
II. Характеристика программы
4
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку
4
2.2. Объем дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
5
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
6
2.4. Годовой учебно-тренировочный план
12
2.5. Календарный план воспитательной работы
15
2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним
21
2.7. Планы инструкторской и судейской практики
22
2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий
применения восстановительных средств
23
III. Система контроля
26
3.1. Требования к результатам прохождения
спортивной программы
26
3.2. Оценка результатов освоения программы
спортивной подготовки
28
3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы
28
IV. Рабочая программа по виду спорта
35
4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий
35
4.2. Учебно-тематический план
35
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
36
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
40
6.1. Материально-технические условия реализации программы
40
6.2. Кадровые условия реализации программы
42
6.3 Информационно-методические условия реализации Программы 44
I.
Общие положения
1.1.
Дополнительная
образовательная
программа спортивной
подготовки по виду спорта «футбол» (далее - Программа) предназначена
для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке с
учетом совокупности дисциплин вида спорта – футбол (номер-код 0010002611 Я) минимальных требований к спортивной подготовке,
определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду
спорта «футбол», утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября
2022 г. №1000 (далее – ФССП).
Таблица 1
Наименование спортивной дисциплины
Номер-код спортивной дисциплины
футбол
0010012611 Я
мини-футбол (футзал)
0010022411 Я
пляжный футбол
0010032611 Я
Краткая характеристика вида спорта
Футбол - командная спортивная игра, которая способствует развитию
быстроты, ловкости, выносливости, силы и прыгучести. В игре футболист
выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует
повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает
морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему
двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления
волевых качеств, необходимых для поддержания высокой игровой
деятельности. Официальные соревнования по футболу проводятся среди
юношей и девушек в различных возрастных категориях.
Таблица 2
Влияние физических качеств и телосложения на результативность
по виду спорта футбол
Ф з ческ е качества телосложение
Уровень влияния
Скорост ые с особ ост
3
ы еч ая с ла
2
Вест буляр ая усто ч вость
2
Вы осл вость
3
бкость
2
Коорди а о ые с особ ости
2
Те осложе е
1
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние
1.2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки по виду спорта (спортивным
дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной
подготовки.
Иные цели Программы:
Обеспечение единства основных требований к структуре, содержанию
и планомерности осуществления спортивной подготовки на всей
территории Российской Федерации;
Выполнение объема соревновательной деятельности лицами,
проходящих спортивную подготовку, и лицами, ее осуществляющих,
предусмотренной в соответствии с реализуемой программой
спортивной подготовки;
Выполнение нормативов физической подготовки на каждом из этапов и
иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих
спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных
дисциплин);
Подготовка спортсменов высокого класса для спортивных сборных
команд, в том числе спортивных сборных команд Российской
Федерации.
II.
Характеристика дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
2.1.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и
возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по
отдельным этапам:
Организация занятий по программе спортивной подготовки
осуществляется по следующим этапам:
Этап начальной подготовки (НП) – 3 года.
На этап начальной подготовки зачисляются дети в возрасте 7 лет,
желающие заниматься спортом, прошедшие вступительные испытания
(нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления на этап начальной подготовки по виду спорта), и имеющие
письменное разрешение врача, содержащие разрешение заниматься
футболом. Тренировочный процесс этапа начальной подготовки носит
преимущественно обучающую направленность. При этом отсутствует
выраженная волнообразность физических нагрузок, исключается резкая
смена периодов нагрузки и восстановления. По окончании этапа начальной
подготовки юные спортсмены должны выполнить контрольные нормативы
для зачисления на последующий этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации,
УТЭ) – 5 лет.
Перевод и зачисление в группы спортивной специализации
происходит на конкурсной основе из здоровых занимающихся, проявивших
способности, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и
выполнивших нормативы для зачисления по общефизической и
специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом
этапе осуществляется при условии выполнения занимающимися
контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной
физической подготовке
Таблица
3
Наполняемость
групп (человек)
Этапы
спортивной
подготовки
Продолжительность
этапов (в годах)
Возраст
для
зачисления
и
перевода
в
группы (лет)
Этап
начальной
подготовки
Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)
3
7
14
4-5
10
12
*На
этапы
спортивной
подготовки
допускается
зачисление
лиц,
прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим
видах спорта и выполнившие требования, необходимые для зачисления в учебно тренировочные группы, согласно нормативам по физической подготовке,
установленные Организацией для этой возрастной группы. При этом, при
комплектовании групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более
двух лет.
2.2.
Объем дополнительной
образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта
«футбол»
Планирование
объемов работы должно осуществляться
при соблюдении принципа постепенности, чтобы
не допустить серьезных перегрузок. Годовой объем работы по годам
обучения определяется из
расчета недельного режима работы для данной группы на 52 недели
в условиях спортивной школы, с учетом участия спортсменов в
тренировочных мероприятиях, работы по индивидуальным планам, также
в рамках работы в спортивно-оздоровительных лагерях, центрах
в соответствии
с Федеральным
стандартами.
Максимальные объемы тренировочной
нагрузки
установлены
в
зависимости от этапов и года спортивной подготовки и представлены в
таблице № 4 подготовки (таблица составлена на основании приложения № 2
к ФССП).
Таблица 4
Этапный
норматив
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап
начальной Учебно-тренировочный этап
подготовки
(этап
спортивной специализации)
1 год
Количество
часов в неделю
Общее
количество
часов в год
6
312
2 год
8
416
3 год
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
8
12
12
14
16
18
416
624
624
728
832
936
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки:
учебно-тренировочные
занятия
групповые, индивидуальные и смешанные, в том числе
c использованием дистанционных технологий;
Многие
факторы
определяют
соотношение
используемых
типов организации учебно-тренировочных занятий: специфика вида
спорта, средства
учебно-тренировочного занятия,
количество
спортсменов,
контролируемых
тренером,
доступность
индивидуальных
приспособлений
для
самонаблюдения (секундомера,
метронома и т.д.),
возможность
комбинирования упражнений, выполняемых на улице и помещении, в
рамках одной
тренировки,
и,
конечно,
особенности
каждого
спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или
индивидуально.
Групповые
учебно-тренировочные
занятия
как
организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными
нагрузками; этот вид учебно-тренировочных занятий наиболее часто
используется в программе тренировочных сборов и при так называемой
централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных
спортсменов тренируется
вместе. Разумеется, это преобладающая
организационная форма в командных видах спорта и единоборствах.
Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием
исключительно групповых учебно-тренировочных занятий имеет четкие
психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены
тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным
эмоциональным напряжением, это может привести
к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной
нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению.
Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых
(строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.
Индивидуальные
учебно-тренировочные
занятия
используются для осуществления как амбициозных и строго
запрограммированных учебно-тренировочных
программ
(таких,
как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и
для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно,
индивидуальные учебно-тренировочные занятия чаще используются в
индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и
единоборствах.
Смешанные
учебно-тренировочные
занятия
часто
используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах
индивидуальная
часть
тренировки
обычно
нужна
для
совершенствования техники, восстановления и расслабления; в
командных
видах
и
единоборствах
индивидуальные
части
тренировочных занятий обычно посвящаются координационной
подготовке, приобретению отдельных технических навыков и
расслаблению.
Таблица 5
Классификация учебно-тренировочных занятий по форме организации
Виды учебно- Форма организации
тренировочных
занятий
Групповая
Выполняется
коллективом
спортсменов согласно строгому
или
гибкому
плану
Индивидуальная Запрограммированная,
выполняется под руководством
тренера
Смешанная
Комбинация двух предыдущих
организационных
форм
(свободная
и
запрограммированная)
Возможные преимущества
Командный
дух,
эмоциональная
привлекательность,
использование
элементов
соревновательности
и
партнерства
Сосредоточение внимания тренера и
спортсмена на правильном выполнении
деталей
тренировочных
упражнений/техники
Разнообразие,
возможность
комбинирования
преимуществ
представленных
выше
организационных форм
учебно-тренировочные мероприятия(приложение№3ФССП);
Таблица 6
№
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
Виды учебноп/п
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество
тренировочных
суток)(без учета времени следования к месту проведения
мероприятий
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
Этап начальной УчебноЭтап
подготовки
тренировочный
совершенствования
спортивного
этап
(этап спортивной мастерства
специализации)
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Учебнотренировочные
мероприятия
по
подготовке
к
международным
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия
по
подготовке
к
14
чемпионатам России,
кубкам
России,
первенствам России
Учебнотренировочные
мероприятия
по
подготовке к другим
14
всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия
по
подготовке
к
официальным
14
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные
мероприятия по общей
14
и (или) специальной
физической
подготовке
Восстановительные
мероприятия
Мероприятия
для
комплексного
медицинского
обследования
УчебноДо 21 суток подряд и не
тренировочные
более
двух
учебномероприятия
в
тренировочных мероприятий
каникулярный период
в год
Просмотровые
учебноДо 60 суток
тренировочные
мероприятия
21
18
18
14
18
До 10 суток
До 3 суток, но
не более 2 раза
в год
самостоятельная подготовка по индивидуальным планам,
в том числе с использованием дистанционных технологий должна
составлять не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым планом спортивной подготовки. Остальные
часы распределяются организацией, осуществляющей
спортивную
подготовку, с
учетом
особенностей вида спорта;
спортивные соревнования (приложение № 4 ФССП);
контрольные
соревнования,
в
которых
выявляются
возможности спортсмена, уровень его подготовленности, эффективность
подготовки. С учетом
их
результатов
разрабатывается
план
последующей подготовки. Контрольную функцию могут выполнять как
официальные соревнования, так и специально организованные контрольные
соревнования внутри учреждения или группы;
отборочные
соревнования,
по
итогам
которых
комплектуются команды, отбираются участники главных соревнований. В
зависимости от принципа комплектования состава участников главных
соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится
задача завоевать первое или одно из призовых мест, выполнить
контрольный норматив;
- основные соревнования, цель которых - достижение победы
или завоевание
возможно
более высоких
мест
на
определенном
этапе многолетней спортивной
подготовки.
Таблица 7
Объём соревновательной деятельности
Виды
спортивных
соревнований
Этап
начальной
Учебно-тренировочный этап (этап
Этапы и годы спортивной подготовки
подготовки
спортивной
специализации)
До года
Свыше года
Для спортивной дисциплины "футбол"
Контрольные
3
4
Отборочные
Основные
-
До
трех лет
Свыше трех лет
3
1
1
1
В
дополнительной
образовательной
программе
спортивной
подготовки Организацией указывается количество соревнований в
соответствии с единым календарным
планом
межрегиональных,
всероссийских
и международных
физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий и с учетом
значений, утвержденных в государственном (муниципальном) задании.
Иные виды (формы) обучения:
контрольные мероприятия:
В
предсоревновательный
период
необходимо
планировать контрольные мероприятия (занятия), которые
направлены на закрепление пройденного материала в игровых условиях.
Если до следующего этапа
соревнований остаётся больше четырёх недель, имеет смысл запланировать
тренировочные сборы, направленные на углублённую подготовку к этапу.
инструкторская и судейская практики:
Основная цель проведения мероприятий инструкторской и судейской
практики заключается в приобретении и закреплении специальных навыков,
обеспечивающих судейство спортивных соревнований разного уровня. В
результате данных мероприятий молодые спортсмены получают знания о
правилах соревнований, практике судейства, а также возможных судейских
ошибках. Мероприятия инструкторской и судейской практики способствуют
привлечению спортсменов в помощь тренеру в процессе проведения
тренировочных занятий и соревнований.
Формы проведения инструкторской и судейской практики могут быть
организованы в рамках тренировочных занятий и соревнований.
Специальные занятия по обучению судейству следует проводить в форме
бесед, семинарских занятий, самостоятельного изучения специальной
литературы и практических занятий.
На этапе спортивного совершенствования спортсмены изучают правила
соревнований, обучаются подавать и выполнять различные судейские
команды, оценивать спортивные результаты, выявлять ошибки спортсменов,
тренеров и судей.
Навыки, которые получает спортсмен в результате инструкторской и
судейской практики:
1. Использование основных команд при построении, на тренировке, в
игре.
2. Составление конспекта тренировки и проведение разминки.
3. Выявление и коррекция ошибок при выполнении тренировочных
заданий.
4. Проведение тренировочного занятия в младшей группе (под
контролем тренера).
5. Знание и применение правил и принципов судейства в футболе.
медицинские, медико-биологические и восстановительные
мероприятия:
Восстановительные мероприятия делятся на 4 группы средств:
педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, так как стимуляция
восстановления и повышение спортивных результатов возможно только при
рациональном построении тренировки, в соответствии между величиной
нагрузки и функциональным состоянием футболистов.
Педагогические средства предусматривают оптимальное построение
одного тренировочного занятия, их системы в микроциклах и на отдельных
этапах тренировочного цикла. В процессе тренировочной работы необходимо
широко варьировать нагрузку и условия проведения занятий, регулярно
переключаться с одного вида деятельности на другой, вводить в ходе
тренировки упражнения для активного отдыха.
Психологические средства способствуют снижению психического
утомления, обеспечивают устойчивость и стабильность психического
состояния, создают лучший фон для реабилитации, оказывают значительное
влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Система гигиенических факторов состоит из следующих разделов:
- оптимальные социальные условия микросреды, быта, учебы и
трудовой деятельности;
- рациональный распорядок дня;
- личная гигиена;
- специализированное питание и рациональный питьевой режим;
- закаливание;
- гигиенические условия тренировочного процесса;
- специальные комплексы гигиенических мероприятий при тренировке
футболистов в сложных условиях (жаркий климат, пониженная температура,
климато-временные факторы и т.д.).
В ее комплексной реализации на всех этапах подготовки принимают
участие тренер, медицинские работники и сами спортсмены.
Оптимальные
социально-гигиенические
факторы
микросреды
проявляются во взаимоотношениях и влиянии людей, окружающих
спортсменов (родители, родственники, товарищи, члены учебного и
спортивного коллектива). Их постоянное влияние может оказать как
положительное, так и отрицательное воздействие на психическое состояние
спортсмена, его морально-волевую подготовку, спортивные результаты.
Тренер должен хорошо знать и постоянно контролировать состояние
социально-гигиенических факторов микросреды, а также принимать все
меры для ее улучшения, используя различные средства и методы
педагогических и других воздействий.
Вопросы личной гигиены связаны с использованием рационального
распорядка дня, мероприятиями по уходу за телом, отказом от вредных
привычек и др.
Необходимо:
- выполнять различные виды деятельности в определенное время;
- правильно чередовать учебу, тренировочные занятия и отдых;
- выбирать оптимальное время для тренировок;
- регулярно питаться;
- соблюдать режим сна.
Выбор
времени
для
проведения
тренировочных
занятий
устанавливается с
учетом
суточной
динамики
спортивной
работоспособности, конкретных задач данного периода подготовки, времени
проведения предстоящих соревнований и других факторов. Наиболее
оптимальным временем для тренировок является время от 10 до 13 ч и от 16
до 20 часов.
Питание юных футболистов строится с учетом этапов подготовки,
динамики
тренировочных
и
соревновательных
нагрузок,
климатогеографических и индивидуальных особенностей игроков.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает
витаминизацию, физиотерапию и гидротерапию.
Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний
период, а также в процессе напряженных тренировок. Во избежание
интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в
дозе, не превышающей половину суточной потребности.
Из средств физио- и гидротерапии следует использовать различные
виды ручного и инструментального массажа, души, ванны, сауну, локальные
физиотерапевтические средства воздействия (гальванизация, ионофорез,
соллюкс и др.). Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к
угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном
сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня
желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия
(массаж, ванны и т. д.) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в
неделю.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и
осуществляются под его наблюдением.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план
Примерный годовой учебно-тренировочный план Организации
составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели в
условиях спортивной школы, с учетом участия спортсменов в
тренировочных мероприятиях, работы по индивидуальным планам, также в
рамках работы в спортивно-оздоровительных лагерях, центрах в
соответствии с Федеральным стандартами, определяет общий объем учебнотренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки.
Годовой учебно-тренировочный план определяет общую структуру
планируемого учебно-тренировочного процесса в рамках деятельности
Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не
обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки,
соотношении и последовательности их как органических звеньев единого
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки, оптимально вносящий свой вклад в реализацию общей цели
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки (в соответствии с пунктом 15 ФССП приложений №2 и №5).
Таблица 8
№
п/п
Виды подготовки
иные мероприятия
Годовой учебно-тренировочный план
и
Этапы и годы подготовки
Этап начальной
Учебно-тренировочный этап
(этап
подготовки
спортивной специализации)
1
год
6
2
14
45
2 год
1
2 год 3 год 4 год 5 год
год
Недельная нагрузка в часах
8
8
12
12
14
16
18
Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
2
2
3
3
3
3
3
Наполняемость групп (человек)
14
14
12
12
12
12
12
47
54
70
70
81
100
108
Общая
физическая
подготовка
Специальная
2.
физическая подготовка
Участие в спортивных 3.
соревнованиях
Техническая
147 140
4.
подготовка
Тактическая,
6
6
теоретическая,
5.
психологическая
подготовка
Инструкторская
и 6.
судейская практика
Медицинские,
10 10
медикобиологические,
восстановительные
7.
мероприятия,
тестирование
и
контроль
Интегральная
104 109
8.
подготовка
Общее количество часов
312 416
в год
1.
3 год
-
41
41
56
75
91
-
38
38
56
58
66
190
191
191
43
145
152
6
39
39
162
80
91
-
10
10
16
21
16
15
15
15
54
58
80
151
116
116
156
191
228
416
624
624
728
832
936
2.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план учебно-воспитательной работы составляется
Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебнотренировочного графика.
Основные задачи воспитательной работы:
формирование духовно-нравственных, морально-волевых и
этических качеств;
воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
укрепление здоровья спортсменов; привитие навыков здорового
образа жизни;
формирование основ безопасного поведения при занятиях
спортом;
развитие и совершенствование навыков саморегуляции и
самоконтроля.
Для формирования физически здоровой личности необходимо создание
благоприятных условий, и повышение мотивации для достижения высоких
результатов в спорте.
План воспитательной работы должен содержать:
проведение
физкультурно-оздоровительных,
физкультурноспортивных, творческих и иных мероприятий;
организацию встреч, лекций, бесед, мастер-классов с известными
российскими и иностранными спортсменами, тренерами, учеными и иными
специалистами в области физической культуры и спорта;
организацию посещения музеев, имеющих экспозиции по
спортивной тематике, театров, цирков, кинотеатров для просмотра
спектаклей, представлений, фильмов на спортивную тему или иную тему,
связанную с воспитательной работой;
иные мероприятия.
В процессе учебно-тренировочной и воспитательной работы решаются
разнообразные задачи: дальнейшее укрепление здоровья и закаливание
организма занимающихся, содействие гармоническому развитию, повышение
уровня общей физической подготовленности, развитие специальных
физических способностей, необходимых для совершенствования техникотактической подготовки, прочное овладение основами техники избранного
вида спорта, приобретение соревновательного опыта, совершенствование
морально-волевых качеств.
Таблица 9
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направление работы
1.
Профориентационная деятельность
1.1.
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях В течение года
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое
изучение и применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в
виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований
в качестве помощника спортивного
судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
приобретение
навыков
самостоятельного
судейства
спортивных соревнований;
формирование
уважительного
отношения к решениям спортивных
судей;
- знание этики поведения спортивных
судей;
освоение методики
судейства
физкультурных
и
спортивных
соревнований и правильного ее
применения на практике;
освоение
квалификационных
требований
спортивного
судьи,
предъявляемых к квалификационной
категории "юный спортивный судья"
по избранному виду спорта.
1.2.
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия,
в В течение года
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения
учебно-тренировочных
занятий
в
качестве
помощника
тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии
с поставленной задачей;
формирование
навыков
наставничества;
формирование
сознательного
отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
формирование
склонности
к
Мероприятия
педагогической работе.
Сроки
проведения
1.3.
Основы
профессионального
самоопределения
-формирование социально-значимых
качеств личности;
-развитие коммуникативных навыков,
лидерского потенциала, приобретение
опыта работы в команде (группе);
-развитие организаторских качеств и
ориентация на педагогическую и
тренерскую профессии;
-приобретение практического опыта
педагогической
деятельности,
предпрофессиональная
подготовка
обучающихся;
- приобретение опыта проектной и
творческой деятельности.
В течение года
2.
Здоровьесбережение
2.1.
Организация и проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование здорового
образа жизни
Дни здоровья и спорта, в рамках В течение года
которых предусмотрено:
- формирование знаний и умений в
проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание
положений, требований, регламентов к
организации
и
проведению
мероприятий, ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций
по формированию здорового образа
жизни средствами различных видов
спорта;
- проведение бесед о гигиене.
2.2.
Режим питания и отдыха
Практическая
деятельность
и В течение года
восстановительные
процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного
режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов
сна,
отдыха,
восстановительных
мероприятий
после
тренировки,
оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание способов
закаливания
и
укрепления
иммунитета);
- правильный рацион питания (белки,
жиры, углеводы и т.д.)
3.
Патриотическое воспитание обучающихся
3.1.
Теоретическая подготовка
(воспитание патриотизма,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости
за свой край, свою
Родину,
уважение
государственных
символов (герб,
флаг,
гимн),
готовность
к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе,
легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура
поведения
болельщиков
и
спортсменов
на
соревнованиях)
Беседы, встречи, диспуты, другие В течение года
мероприятия
с
приглашением
именитых спортсменов, тренеров и
ветеранов спорта с обучающимися и
иные мероприятия, определяемые
организацией,
реализующей
дополнительную
образовательную
программу спортивной подготовки
3.2.
Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях
и
спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)
Участие в:
В течение года
физкультурных
и
спортивномассовых мероприятиях, спортивных
соревнованиях, в том числе в парадах,
церемониях
открытия
(закрытия),
награждения
на
указанных
мероприятиях;
тематических
физкультурноспортивных праздниках, организуемых
в
том
числе
организацией,
реализующей
дополнительные
образовательные
программы
спортивной подготовки.
4.
Развитие творческого мышления
4.1.
Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных
результатов)
Семинары,
мастер-классы, В течение года
показательные
выступления
для
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков,
способствующих
достижению
спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов
и их мотивации к формированию
культуры спортивного поведения,
воспитания
толерантности
и
взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
развитие
умения
сравнивать,
выявлять
и
устанавливать
закономерности, связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять
ход решения поставленной задачи.
4.2.
Специальные навыки
-умение
точно
и
своевременно В течении года
выполнять задания, связанные с
обязательными для избранного вида
спорта специальными навыками;
-умение развивать профессионально
необходимые физические качества по
избранному виду спорта;
-умение определять степень опасности
и использовать необходимые меры
страховки и самостраховки, а также
владение средствами и методами
предупреждения
травматизма
и
возникновения несчастных случаев;
-умение соблюдать требования техники
безопасности при самостоятельном
выполнении физических упражнений.
5.
Развитие
и
В течение года
-беседа
с
учащимися
«Самоконтроль
на
совершенствование
навыков саморегуляции и занятиях спортом»
самоконтроля.
5.1
Подвижные игры
игры
для
совершенствования В течение года
тактических действий: наперегонки с
мячом, воздушный шар, быстрый
прорыв, ловец и перехватчик, следи за
сигналом, мяч ловцам, по коридору, не
давай
мяч
водящему,
охраняй
капитана, перехват мяча и т.д.
- Игровые упражнения:
Игры, упражнения – это специально
подобранные простые или достаточно
сложные движения, выполняемые в
игровой форме.
Существует
две
разновидности
игровых упражнений: игры-испытания
и игры-поединки.
Игры-испытания – это выполнение
одним или несколькими детьми
определенных заданий, с соблюдением
некоторых правил, без вмешательства
одного играющего в действия других.
Играющим предоставляется полная
самостоятельность в выборе приемов
выполнения поставленной
задачи.
Можно придумать множество таких
упражнений: кто быстрее добежит до
какого-либо предмета, у кого большее
число точных попаданий в цель и т.д.
Игры-поединки
отличаются
от
испытаний тем, что каждый играющий
одним участникам оказывает помощь, а
другим,
наоборот,
затрудняет
выполнение поставленного задания. К
этим играм относятся простейшие
единоборства
и
групповые
соревновательные
упражнения,
например, перетягивание стоя или сидя
на полу, выталкивания из круга, «бой
петухов» и др.
Разновидностью игровых упражнений
являются физкультурные аттракционы.
Это отдельные упражнения разно
сложности, имеющие зрелищный и
развлекательный
характер.
Их
выполнение должно требовать от
играющих напряженного внимания,
сообразительности,
координированности
движений,
проявления быстроты, силы, гибкости
и других психофизических качеств.
Одни аттракционы предусматривают
однократное выполнение трудной
задачи, другие – повторение возможно
большего числа раз, а третьи –
нахождение наиболее остроумного
решения.
5.2
Развитие творческого
мышления
- настольные игры;
В течение года
логические
задачи
(ребусы,
головоломки,
текстовые
задачи,
загадки, пазлы);
текстовые
заданий
на
сообразительность, основанные на
причинно-следственных связях (игры,
кроссворды, сканворды);
- освоение и применение в играх,
упражнениях
дедуктивного
и
индуктивного методов;
- упражнения на решение задач на
сравнение, совмещение, на причинноследственные
зависимости,
на
соотнесение занятий и предметов и
прочее.
2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга
в спорте и борьбу с ним.
В план антидопинговых мероприятий включаются мероприятия,
направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также
мероприятия по научно-методическому обеспечению реализуемые в рамках
воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе
научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу,
предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную,
организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Организацией).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях
учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте
для здоровья спортсменов,
об ответственности за
нарушение
антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.
Таблица 10
План мероприятий,
направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап
спортивной Содержание
подготовки
мероприятия
форма
и
Сроки
его проведения
Рекомендации
проведению
мероприятий
по
Общероссийские
В
года
антидопинговые
правила,
утверждённые
федеральным органом
исполнительной
власти
в
области
Этап
начальной
физической культуры
подготовки
и
спорта,
и
антидопинговые
правила,
утвержденные
международными
антидопинговыми
организациями.
течение Лекции,
беседы,
индивидуальные
консультации
В
Предотвращение
Учебнопротивоправного
года
тренировочный этап
влияния на результаты
(этап
спортивной
официальных
специализации)
спортивных
течение Лекции, видеоуроки
соревнований
ответственность
противоправное
влияние.
Этапы
совершенствования
спортивного
мастерства
и
за
Предотвращение
В
допинга и борьба с года
ним
в
среде
спортсменов,
предотвращение
использования
спортсменами
запрещенных в спорте
субстанций и методов.
течение Лекции,
тренинговые
программы
беседы,
2.7. Планы инструкторской и судейской практики
Одной из задач спортивных учрежденийявляется
подготовка
спортсменов к роли помощников тренеров, инструкторов и участие в
организации соревнований в качестве судей. Занятия следует проводить в
форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения
литературы,
практических занятий.
Спортсмены тренировочных групп, групп совершенствования
спортивного мастерства могут привлекаться в качестве помощников
тренеров для проведения тренировочных занятий и спортивных
соревнований в группах начальной подготовки.
Обучающиеся групп совершенствования спортивного мастерства
должны уметь владеть терминологией и проводить строевые и порядковые
упражнения,
совершенствовать
основные
методы
и
построения
тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная части. Уметь
выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий,
получение необходимого инвентаря и т.д.).
Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил
соревнований, привлечения обучающихся к непосредственному выполнению
отдельных судейских обязанностей при проведении соревнований в своих и
других группах.
Обучающиеся могут принимать участие в судействе соревнований в
детско-юношеских, спортивных школах в роли судьи, старшего судьи,
секретаря; в городских соревнованиях – в роли судьи, секретаря.
В процессе инструкторской практики тренер-преподаватель обязан
ознакомить занимающихся с планированием и организацией тренировочного
процесса, формами проведения занятий, дать первоначальные знания по
методике составления учебной документации, ее содержания, ознакомить с
технологией формирования у учащихся соответствующих двигательных
навыков.
Таблица 11
Примерный план инструкторской и судейской практики
№
Задачи
Виды практических навыков
Сроки
п/п
реализации
1.
Освоение
методики
1. Самостоятельное
проведения
проведение
тренировочных
подготовительной
части
занятийпо избранному
тренировочного занятия.
виду
спорта
с
2. Самостоятельное
проведение
начинающими
занятийпо физической подготовке.
спортсменами.
3. Обучение
основным
техническим элементам
и
приемам.
4. Составление
комплексов
упражнений
для
развития
физических качеств.
5. Подбор упражнений для
Устанавливаются
совершенствования техники
в соответствии с
6. Ведение дневника самоконтроля графиком
и
тренировочных занятий.
спецификой
этапа спортивной
Освоение
методики
2.
Организация и проведение спортивнопроведения спортивно- массовых мероприятий под руководством подготовки.
массовых мероприятий в тренера.
физкультурноспортивной
организации
3.
Освоение
Судейство
соревнований
в
обязанностей
судьи
физкультурноспортивных
игры, секретаря,
организациях.
судьи на линии.
2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение
(справка)
об отсутствии медицинских
противопоказаний для занятий видом спорта «футбол». Организация ведет
контроль за прохождением обучающимися медицинского обследования (2
раза в год). Обучающийся, не имеющий допуск к тренировочным занятиям,
соревновательным мероприятиям не допускается.
Планы
медицинских,
медико-биологических
мероприятий
и
применения восстановительных средств.
Этап начальной подготовки:
Медицинский (врачебный) контроль за спортсменами осуществляется в
соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 октября
2020 г. №1144н и предусматривает:
медицинское обследование (1 раз в год для групп НП)
углубленное медицинское обследование (1-2 раза в год в
зависимости от этапа спортивной подготовки);
наблюдения в процессе тренировочных занятий;
санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами
тренировок и соревнований, одеждой и обувью;
контроль за выполнением спортсменами рекомендаций врача по
состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное
положение - допуск к тренировкам и спортивным мероприятиям здоровых
спортсменов.
Медицинский контроль осуществляется врачами учреждения
здравоохранения муниципального района по договору и спортивными
врачами областного врачебно-физкультурного диспансера для поездки на
соревнования федерального уровня по договору.
Восстановительно - профилактические средства – это средства
педагогического, психологического, медико-биологического характера,
действие которых направлено на ускорение процессов восстановления
организма после тренировочных нагрузок, повышения сопротивляемости
организма к отрицательным факторам спортивной деятельности и внешней
среды.
Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические
(естественно-гигиенические), медико-биологические и психологические.
1.Факторы
педагогического
воздействия,
обеспечивающие
восстановление работоспособности.
рациональное
сочетание
тренировочных
средств
разной
направленности;
правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в учебно-тренировочном
занятии, так и в целостном учебно-тренировочном процессе;
введение
специальных
восстановительных
микроциклов
и
профилактических разгрузок;
выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
оптимальное использование средств переключения видов спортивной
деятельности;
полноценные разминки и заключительные части тренировочных
занятий;
использование методов физических упражнений, направленных на
стимулирование
восстановительных
процессов
(дыхательные
упражнения, упражнения на расслабление и т.д.);
повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств
восстановления;
соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для
тренировок.
2.Медико-биологические средства восстановления.
Учебно-тренировочный этап:
С ростом объема средств, специальной физической подготовки,
интенсивности тренировочного процесса, соревновательной практики
необходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма лиц,
проходящих спортивную подготовку. На тренировочных этапах при
увеличении соревновательных режимов тренировки могут применяться
медико-биологические средства восстановления.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся:
витаминизация;
физиотерапия;
гидротерапия;
все виды массажа;
русская парная, баня или сауна.
Перечисленные средства восстановления должны быть назначены и
постоянно контролироваться врачом.
3.Психологические методы восстановления. К психологическим
средствам восстановления относятся:
психорегулирующие тренировки;
разнообразный досуг;
комфортабельные условия быта;
создание положительного эмоционального фона во время отдыха;
цветовые и музыкальные воздействия.
Положительное влияние на психику и эффективность восстановления
оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточные
цели тренировки и точное их достижение.
Одним
из эффективных методов восстановления
является
психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально
и с группой после тренировочного занятия. В тренировочных группах
рекомендуется проводить в конце недельного микроцикла, после больших
тренировочных нагрузок.
Планирование объема восстановительных мероприятий имеет те же
принципы, что и планирование нагрузки - т.е. систематичность,
вариативность, учет индивидуальных особенностей организма спортсменов и
др.
При организации восстановительных мероприятий следует учитывать
субъективные и объективные признаки утомления. В дни больших нагрузок
планируется меньше восстановительных мероприятий, чем в дни «отдыха»,
так как повышенные дозы восстановительных процедур могут «блокировать»
максимальное воздействие тренировки на организм.
При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что
в начале надо применять средства общего глобального воздействия, а затем локального.
Постоянное применение одного и того же средства восстановления
уменьшает восстановительный эффект, так как организм адаптируется к
средствам локального воздействия.
III.
Система контроля
3.1.
По итогам освоения Программы применительно к этапам
спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее обучающийся), необходимо
выполнить
следующие требования к
результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
3.1.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта "футбол";
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки.
3.1.2.
На
учебно-тренировочном
этапе
(этапе
спортивной
специализации):
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "футбол" и
успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных
занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"футбол";
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на
втором и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях
проведения не ниже уровня спортивных соревнований субъекта
Российской Федерации, начиная с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
3.1.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную
подготовку),
спортивных
мероприятий,
восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта "футбол";
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного
разряда "первый спортивный разряд" не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
3.2.
Оценка результатов освоения Программы сопровождается
аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей
Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений,
перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов
участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации
обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки (с учётом
приложений №№ 6-8 к ФССП и тесты).
Таблица 12
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода в группы на этапе начальной подготовки по виду спорта «футбол» (юноши)
НО
Бе 10 м с
высоко о
старта
(сек)
1ы
од
е более
2,35 с
Прыжок в
дл у с мес а
толчком двумя
огами
(см)
е менее
100 см
2о
од
3-
е более
2,30 с
е менее
1 0 см
е более
2,20 с
е менее
160 см
Э а / од
обуче я
Эта
нача ь
ой
од отовк
АТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПО ГОТОВКИ
од
НО МАТИВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОД ОТОВКИ Д Я
СПО ТИВНОЙ ДИСЦИП ИН « ТБО »
дар а
Веде е мяча Веде е мяча
Ведение
с
ме
е
ем
точ
ост о
мяча 10 м
3х10м сек
а рав е я
воротам 10
(сек)
10м сек
ударов
ко чество
о ада
не более
3,20
Бег на 30м
(сек)
Челночный
бег 3х10 м
(сек)
-
-
не более
6.0
не более
10,0
не более
3.00
Не бо ее 8,00
Не бо ее
11,00
3
не более
5.4
не более
8,70
не более
2,60
Не бо ее 7,80
Не бо ее
10,00
5
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации) по виду спорта «футбол» (юноши)
НО АТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПО ГОТОВКИ
Н МАТИВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОД ОТОВКИ
дар а
Переда Вбрас
Челночн
Прыжок
Веде
Веде е Веде е
Бе а
Прыжок в
Бег на
мяча
с
точ
ост
ча
ыва е
ый бег
е мяча
мяча
10 м с
дл у с
30м
в высо у
ме е
о
мяча в
мяча
3х10 м
10 м
3х10м
с мес а
высоко
мес а
(сек)
ем
воротам «кор д
а
а рав е сек
(сек)
(сек
о алкива
о старта
толчком
10
ударов
ор»
10
да
о
я 10м
Э а / од обучен я
нием
(сек)
двумя
ко
во
о
ыт
ст
м
сек
о ада
ок
двумя
о ами
ко
во
ногами
(см)
о ада
(см)
1-ы
не
е ме ее
не более
не бо ее
е
5
Не бо ее
Не
5
7,80
более
од
160 см
8,70
2,60
более
бо ее
5,40
2,20
10,0
Эта
нача ь
8.20
2.50
5.20
2-о
2.15
180
7.60
9.30
5
5
Не ме ее
ой
од
8
од отовк
3Не ме ее
8.00
2.40
2.10
200
5.10
7.40
9.15
5
5
од
10
4Не ме ее
2.00
210
4.95
7.80
2.35
7.20
8.70
5
5
од
12
Не
5Не более Не менее Не бо ее
5
5
Не ме ее
Не
Не
Не
Не
бо ее
од
7,40
30
2,25
15
боле
ме ее
боле
бо ее
8,50
е
2 0
е
7,10
1,95
4,80
Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе спортивной
Не устанавливается
подготовки (до трех лет)
Период обучения на этапе спортивной
Спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный
подготовки (свыше трех лет)
разряд», «первый юношеский спортивный разряд», «третий спортивный разряд»
Таблица 13
Примерный перечень оценочных средств учащихся
(промежуточная и итоговая аттестация)
Предметные области
Набранные баллы (%)
Меньше 60
61-75
Не удовлет- Удовлетвоворительно
рительно
76-91
хорошо
92-100
отлично
ОФП
СФП
Теория ФКиС
Участие в соревнованиях (занятое
место)
Инструкторская и судейская
практика
Спортивный разряд
Итого:
Не зачтено
Зачтено
Оценка степени освоения Программы учащимися и контрольные
испытания (аттестация) учащихся по Программе состоит из комплекса
мероприятий:
- текущий контроль успеваемости обучающихся - проводится
тренером-преподавателем по завершению учебного года на основании сдачи
нормативов общей и специальной физической подготовки в группах этапа
начальной подготовки 1, 2 года обучения, учебно-тренировочного этапа (этап
спортивной специализации) 1,2,3,4 года обучения, этапа совершенствования
спортивного мастерства 1 года обучения;
- промежуточная аттестация обучающихся
– проводится по
завершению изучения этапа начальной подготовки 3 года обучения и учебнотренировочного этапа (этап спортивной специализации) 5 года обучения
обучающихся, выполнивших все требования изучаемого уровня,
обнаруживших всестороннее, систематическое и глубокое знание материала;
итоговая аттестация обучающихся - по завершению изучения
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по
виду спорта.
По окончании обучения
обучающемуся (выпускнику)
выдается
документ об окончании обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду спорта «футбол».
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки (этап начальной подготовки, учебнотренировочный
этап
(этап
спортивной
специализации),
этап
совершенствования спортивного мастерства) прописан в рабочих
программах.
4.2. Учебно-тематический план в соответствии с приложением №4 к
Примерной программе прописан в рабочих программах.
V.
Особенности осуществления спортивной подготовки по
отдельным спортивным дисциплинам
5.1. Особенности осуществления спортивной подготовки по
отдельным спортивным дисциплинам вида спорта "футбол" основаны на
особенностях вида спорта "футбол" и его спортивных дисциплин. Реализация
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки
проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин
вида спорта "футбол", по которым осуществляется спортивная подготовка (с
учетом главы V ФССП).
5.1.1.Особенности осуществления спортивной подготовки по
спортивным
дисциплинам
вида
спорта
"футбол"
учитываются
организациями,
реализующими
дополнительные
образовательные
программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового
учебно-тренировочного плана.
5.1.2.Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной
подготовки.
5.1.3. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации
по виду спорта "футбол" и участия в официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта "футбол" не ниже уровня всероссийских
спортивных соревнований.
5.1.4. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных
занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка
обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения
требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "футбол".
5.2. Требования к технике безопасности в условиях учебнотренировочных занятий
Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные
мероприятия разрешается проводить:
при условии наличия соответствующей квалификации тренерскопреподавательского состава, медицинского и иного персонала; при наличии
медицинского допуска (справка) у обучающихся к физкультурноспортивным занятиям по избранному виду спорта;
при
соответствии
спортивной
экипировки
санитарногигиеническим нормам, правилам соревнований и методике учебнотренировочного процесса;
при соответствии мест проведения учебно-тренировочного
процесса, соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий
санитарным нормам и условиям безопасности;
при условии готовности места проведения, инвентаря и
оборудования к конкретному мероприятию;
при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники
безопасности.
VI.
Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
6.1. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренировочного футбольного поля
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 №1144н "Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся
физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и
проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти
спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в
организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и
обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию
физкультурных и спортивных мероприятиях" (зарегистрирован
Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238);
с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от
22.02.2022 №106н (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2022,
регистрационный №67554);
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки (приложение №10 к ФССП);
медицинское обеспечение обучающихся.
Таблица 14
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
обеспечением и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения
спортивной подготовки
N
п/п
Наименование
Единица
измерения
Количество
изделий
штук
10
Для спортивной дисциплины "футбол"
1.
Барьер тренировочный (регулируемый)
2.
Ворота футбольные, тренировочные, переносные,
штук
уменьшенных размеров (2,5)
4
3.
Ворота футбольные, тренировочные, переносные,
штук
уменьшенных размеров (2,3)
4
4.
Ворота футбольные, тренировочные, переносные,
штук
уменьшенных размеров (1х2м или 1х1)
8
5.
Гантели массивные (от 0,5 до 5кг)
комплект
3
6.
Манекен футбольный (для обработки ударов и
комплект
обводки)
1
7.
Насос универсальный для накачивания мячей с иглой комплект
1
на группу
8.
Сетка для переноса мячей
штук
2
20
9.
Секундомер
штук
на тренера
1
10.
Свисток
штук
на тренера
1
11.
Тренажер лесенка
штук
на группу
2
12.
Фишки для установления размеров площадки
штук
на группу
50
13.
Стойка для обводки
штук
20
14.
Флаг для разметки футбольного поля
штук
6
Для спортивной дисциплины «футбол»
15.
Ворота футбольные стандартные с сеткой
штук
2
16.
Ворота футбольные
сеткой
17.
стандартные,
переносные с
штук
2
Макет футбольного поля с магнитными фишками
штук
1
18.
Мяч футбольный (размер№3)
штук
14
19.
Мяч футбольный (размер№4)
штук
14
20.
Мяч футбольный (размер№5)
штук
12
6.2. Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1.
Укомплектованность
Организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками (с учетом подпункта 13.2 ФССП)
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия
в официальных спортивных соревнованиях на учебнотренировочном
этапе (этапе спортивной специализации), этапах
совершенствования спортивного мастерства,
кроме
основного
тренера-преподавателя,
допускается привлечение тренерапреподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики
вида спорта "футбол", а также на всех этапах спортивной подготовки
привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с
обучающимися).
6.2.2.Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных
работников Организации (с учётом подпункта 13.1 ФССП).
Уровень
квалификации
лиц,
осуществляющих
спортивную
подготовку, должен
соответствовать
требованиям,
установленным
профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным
приказом Минтруда России
от 24.12.2020№952н
(зарегистрирован Минюстом России
25.01.2021г.,
регистрационный №62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019г. №191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019г., регистрационный
№54519), профессиональным
стандартом «Специалист по
инструкторской и методической
работе
в
области
физической
культуры и спорта», утвержденнымприказом Минтруда
России от
21.04.2022г. №237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022г.,
регистрационный №68615), или Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической
культуры
и
спорта», утвержденным
приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011г. №916н (зарегистрирован
Минюстом России 14.10.2011г., регистрационный №22054) и должностной
инструкцией;
6.2.3. Непрерывность
профессионального
развития
тренеровпреподавателей Организации.
Организации,
осуществляющей
спортивную
подготовку,
рекомендуется самостоятельно планировать и осуществлять мероприятия по
повышению квалификации тренерского состава и других специалистов,
включающие в себя следующие виды обучения:
• краткосрочное тематическое обучение по вопросам спортивной
подготовки;
• тематические и проблемные семинары по научно-практическим
вопросам совершенствования спортивной подготовки;
• длительное обучение тренерского состава и других специалистов в
образовательной организации дополнительного профессионального
образования, имеющей соответствующую лицензию, для углубленного
изучения актуальных проблем спортивной подготовки.
Организациям,
осуществляющим
спортивную
подготовку,
рекомендуется осуществлять подготовку работников и дополнительное
профессиональное образование работников со следующей периодичностью:
• для педагогических работников - не реже одного раза в три года (Часть
5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации");
• для специалистов, непосредственно участвующих в осуществлении
спортивной подготовки, но не являющихся педагогическими
работниками - не реже чем один раз в четыре года;
• для руководителей, заместителей руководителей, руководителей
структурных подразделений и иных специалистов, не относящихся к
основному персоналу - не реже чем один раз в пять лет.
Профессиональная
подготовка,
переподготовка,
повышение
квалификации работников и их обучение могут проводиться как на базе
самой организации, осуществляющей спортивную подготовку, так и в
образовательных
организациях
дополнительного
профессионального
образования, имеющих соответствующую лицензию, на основании договоров
оказания услуг.
Работники организации, осуществляющей спортивную подготовку,
направляются на соответствующую подготовку в определенные сроки, в
соответствии с утвержденным в организации, осуществляющей спортивную
подготовку, планом профессиональной подготовки на основании
распорядительного акта организации (приказа руководителя).
По окончании обучения организации рекомендуется запросить у
работника полученное по результатам обучения
удостоверение,
свидетельство, сертификат или диплом (или копию).
6.3. Информационно-методические
Программы
условия
реализации
Примерный перечень информационно-образовательные ресурсы
1. Бланк Ден. IQ в футболе. Как играют умные футболисты. – М.:
Издательство «Э», 2017. – 176 с.
2.Массовый футбол (дети не старше 12 лет). Организационнометодическое пособие для преподавателей урока физической культуры
в общеобразовательных учреждениях и тренеров-преподавателей
детско-юношеских спортивных школ, 2015.
3. Губа В. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы:
монография / В.Губа, А.Стула, К.Кромке. М.: Спорт, 2017. – 272 с.
1.
2.
3.
4.
5.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный. - Заголовок с экрана.
Информационно-правовой порталКонсультантПлюс [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. Заголовок с экрана.
Министерство образования и науки Российской Федерации
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/, свободный. Заголовок с экрана.
Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.minisport/gov/ru/sport/Podgotovka/82/5502,
свободный. - Заголовок с экрана.
Федеральное агентство по образованию [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.ed.gov.ru/, свободный. - Заголовок с экрана.
6.
Перечень информационно-методического обеспечения
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
2. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 07.07.2022г.
№579 «Об утверждении порядка разработки и утверждения примерных
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки»
4. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 03.08.2022 г.
№634
«Об
особенностях
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки»
5. Приказ Министерства спорта от 14.12.2022г. №1230 "Об утверждении
примерной дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по виду спорта "футбол"
6. Федерального закона от 29.12.2012 г. Федеральный закон РФ "Об
образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ
7. Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации».